Новости




Разметка соединения в «ласточкин хвост»

Самая обычная форма этого соединения применяется на углах ящика (рис. 663). «Ласточкины хвосты», или шипы, делаются на торцах досок вместе с соответствующими им гнездами, или пазами, на передней A и задней В поверхностях доски. На рис. 664 тот же самый ящичный угол для большей наглядности показан в разобранном виде. Чтобы разметить пазы, сначала ровно обстрогайте доску и выведите прямые углы на ее концах (допустим, что деталь имеет длину 250 мм, ширину 150 мм и ее толщина равна 80 мм); потом установите рейсмус на длину 80 мм и разметьте линию на пласта доски и на ее кромках (рис. 665), показанную также на рис. 666 пунктирной линией CD. Разделите ширину доски на столько частей, сколько вам нужно, — здесь нет жесткого правила, однако чем ближе друг к другу шипы, тем крепче будет соединение.

Рис. 663. - Соединение в «ласточкин хвост»

Рис. 664. - Соединение в «ласточкин хвост» в разобранном виде

Рис. 665. - Разметка линии плечиков рейсмусом

Рис. 666. - Разметка соединения в «ласточкин хвост».
Одно лишь предостережение - не делайте шипы слишком широкими на концах, так как это ослабляет соединение, и оно может расщепляться и этом месте.
Сначала надо попробовать сделать крупные шины шириной примерно 12 мм на конце и 6 мм и основании. Поэтому сначала надо разметить их. Обычно на концах С и D делают половину шипа. Разделите линию CD на три равные части для получения двух шипов. Установите малку на нужный угол и разметьте гнезда карандашом, как показано на рисунке. Зажмите деталь в прижим верстака и сделайте вырезы по разметкам до линии CD, размеченной рейсмусом (рис. 667). Положите деталь A соединяемым концом на R и подложите под него рубанок боком для выведения нужного уровня.
Возьмите небольшую обушковую пилу в правую руку, левой рукой удерживая деталь, и разметьте каждый шип, аккуратно вставляя конец ножонки в уже сделанные прорези. Потом продолжите эти линии на пластъ доски В (рис. 668).
На рис. 669 эта процедура показана очень наглядно. В ящиках шипы обычно вырезаются на торцах, а гнезда на боковых сторонах. Выдвижные ящички имеют шипы на передней и задней поверхностях, и существует правило: скошенные части должны находиться напротив мест, где возникает наибольшая нагрузка на деталь в месте соединения. Максимальная прочность соединения достигается, когда шипы и пазы равны. Небольшие шины делаются ради лучшего внешнего вида, но предпочтительнее иметь более крупные. На рис. 664 наружные шины такого же размера, что и остальные, но лучше делать, их более крупными.
Соединение не должно быть слишком тугим, иначе возникает опасность раскалывания детали, как в А (рис. 670). Как уже отмечалось, угол шипа должен быть небольшим и не таким острым, как показано на рис. 670. Когда новичок в первый раз пытается сделать соединение «ласточкин хвост», у него получаются шипы с очень острыми углами. На первый взгляд может показаться, что соединение с такими шипами получается прочным, но при дальнейшем анализе и на практике выясняется, что в этом случае очень велика вероятность расщепления древесины и основания паза (ВВ. рис. 670). При хорошо сделанном соединении угол шипа никогда не бывает острее угла в соединении, показанном на рис. 664.
Для лучшего внешнего вида в открытом соединении «ласточкин хвост» шипы делаются мелкими и располагаются довольно далеко друг от друга, в результате чего соединение получается не таким прочным, как в случае, когда шипы более крупные и расположены близко друг к другу, но в потайном соединении (будет описываться далее), поскольку шипы не видны, они могут быть довольно крупными и расстояние между ними примерно в два раза больше их ширины, или они располагаются еще плотнее.

Рис. 667. - Разметка соединений обушковой пилой

Рис. 668. - Вертикальные линии разметки

Рис. 669. - Разметка шипов обушковой пилой

Рис. 670. - Непрочное соединение с шипами, имеющими острый угол